Новости

БиОТ-2015: Б.Паскаль и охрана труда
22.12.2015
Концепции МОТ ничем не отличаются от должностных инструкций инженеров по охране труда, разработанных еще в советские времена. Однако, их эффективность существенно выше, чем даже гораздо более продвинутые нормативно-правовые требования, действующие в современной России.

Среди других мероприятий выставки БиОТ-2015 несомненный интерес представлял Семинар по изучению международного опыта по вопросам замещения рабочих мест с вредными условиями труда (улучшение условий труда по результатам оценки профессиональных рисков). Семинар был организован Минтрудом с участием приглашенных специалистов из Международной Организации Труда (МОТ).

1. Активность МОТ.

Два иностранных гостя выступили на Семинаре: Леджо Сиббель, старший специалист по международным стандартам в сфере труда и трудовому законодательству Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии и Валентин Макану, старший специалист по международным стандартам в сфере труда и трудовому законодательству Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Оба говорили об активности МОТ в области трудовых отношений и условий труда. В основном речь шла о Конвенциях № 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах», № 161 «О службах гигиены труда» и № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». В них закреплены основные принципы правового и организационного регулирования условий и охраны труда. На основе этих Конвенций разработан целый ряд стандартов и рекомендаций. Во многих странах были приняты национальные стратегии, также объединяющие в себе системный подход к управлению охраной труда.

1.1. Борьба с профзаболеваниями.

Вообще говоря, профессиональные заболевания представляют собой серьезную социальную и экономическую проблему мирового масштаба. Из- за них работники и их семьи лишаются средств к существованию, снижается производительность и работоспособность, а также резко возрастают расходы на медицинское обслуживание. По оценкам МОТ, из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежегодно теряется 4% глобального внутреннего валового продукта (ВВП), или приблизительно 2,8 трлн. долларов США, в виде прямых и косвенных издержек, обусловленных травмами и заболеваниями работников, в том числе невыходами на работу по болезни, потерями рабочего времени, потерянными заработками, утратой трудоспособности, выплатой пособий, медицинскими расходами, причиненным имущественным ущербом, потерями квалифицированной рабочей силы и затратами на подготовку новых работников.

Борьба с профессиональными заболеваниями ведется везде и всеми – на фабриках и фермах, в офисах и на нефтяных вышках, на предприятиях и в населенных пунктах. Хотя для противодействия им на национальном и международном уровнях принимаются важные меры, под воздействием технических и социальных перемен постоянно возникают новые опасности и риски. Помимо ранее существовавших опасных факторов, сегодня в сфере труда таятся новые угрозы, такие как растущее число психических расстройств и повреждений опорно-двигательного аппарата. Миллионы работников подвергаются воздействию опасных условий труда и при этом не имеют никакой системы защиты. Необходима комплексная программа профилактики, нацеленная на борьбу как с производственными травмами, так и с профессиональными заболеваниями. Эта программа должна делать акцент на ряде принципов: нельзя игнорировать проблему только потому, что она не поддается простому решению; выявление, профилактика и лечение профессиональных заболеваний, а также совершенствование систем учета и уведомления о них должны стать первоочередными задачами; развитие и расширение национальных программ в области охраны труда необходимо для обеспечения здоровья как отдельных людей, так и всего общества в целом.

Ключ к успеху – это профилактика, поскольку она предполагает не только защиту жизни и дохода работников и членов их семей, но и содействие экономическому и социальному развитию. Для утверждения культуры профилактики в области охраны труда требуется социальный диалог между правительствами, организациями работников и работодателей, расширенный обмен знаниями и соответствующие ресурсы. Чтобы укрепить потенциал национальных систем охраны труда в целях успешной профилактики профессиональных заболеваний, необходимо как минимум:

  • расширение сотрудничества между организациями по охране труда и органами социального обеспечения в области профилактики, раннего выявления и лечения профессиональных заболеваний и выплаты пособий по ним;
  • включение положений о профилактике профессиональных заболеваний в программы работы инспекций труда, в частности в секторах с повышенным уровнем риска, например, в горнодобывающей промышленности, строительстве и сельском хозяйстве;
  • наращивание потенциала служб охраны труда в области наблюдения за состоянием здоровья работников, мониторинга производственной среды и принятия предупредительных мер;
  • регулярное обновление национального перечня профессиональных заболеваний с учетом соответствующего перечня МОТ;
  • расширение социального диалога между правительствами, работодателями, работниками и их организациями по вопросам, касающимся охраны труда, на уровне страны, отрасли и предприятия.

На международном уровне в 2001 году МОТ было опубликовано «Руководство по системам управления охраной труда» (МОТ- СУОТ 2001), которое сосредоточено на проблемах идентификации, снижения и устранения рисков на рабочих местах для того, чтобы предотвратить травмы и защитить безопасность и здоровье работников. Оно стало широко применяться в качестве основы для разработки национальных стандартов в этой сфере. Этим вопросам был посвящен доклад В.Мокану.

1.2. Профессиональные риски.

Методы управления профрисками позволяют выявить, предугадать, и оценить опасности и риски, а также предпринять действия по их контролю и снижению. Сформулированы 4 ключевых шага к снижению рисков:

  • Устранить или минимизировать источники рисков.
  • Снизить риски с помощью технических и других мер коллективной защиты.
  • Разработать безопасные методы выполнения работы для дальнейшего снижения рисков.
  • Предоставить работникам средства индивидуальной защиты, обеспечить их использование работниками, а также надлежащее обслуживание этих средств.

Для организации практическая деятельность в сфере управления рисками можно использовать принцип четырехэтапного цикла Деминга (планирование – действие – контроль - доработка), разработанного в 1950-х г.г. для постоянного повышения качества корпоративного управления. Применительно к охране труда содержание этих этапов расшифровывается следующим образом:

  • «Планирование» означает разработку соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы ОТ, выявление опасных факторов и оценку рисков.
  • «Действие» – это фактическая реализация и применение программы.
  • «Контроль» предполагает измерение активных и реактивных показателей программы ОТ.
  • «Доработка» завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.

Каждый из этапов может быть, в свою очередь, разбит на несколько дополнительных. Например, этап «Контроль»:

  • Выявление опасностей.
  • Определение лиц, подверженных опасности, и характера ущерба.
  • Оценка степени риска и принятие решений в отношении профилактических мер.
  • Учет и реализация наблюдений.
  • Пересмотр и актуализация оценки по мере необходимости.

Государства, ратифицировавшее Конвенции МОТ, берут на себя обязательство содействовать постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве. Для этого на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников на национальном уровне разрабатываются соответствующие политика, система и программа.

Для успешной реализации национальных политики и программ, направленных на усиление профилактики профессиональных заболеваний, решающее значение имеет хорошо отлаженная национальная система охраны труда, которая должна включать в себя следующие элементы:

  • законы и нормативные акты, а также, когда необходимо, коллективные договоры, предусматривающие меры в области профилактики профессиональных заболеваний; 
  • механизмы, обеспечивающие соблюдение законодательства, в том числе эффективные системы трудового инспектирования;
  • сотрудничество между администрациями предприятий и работниками и их представителями в области реализации мер по охране труда;
  • службы охраны труда;
  • соответствующий механизм сбора и анализа данных о профессиональных заболеваниях;
  • организация информирования и подготовки по вопросам охраны труда;
  • взаимодействие между министерствами труда, министерствами здравоохранения и органами социального обеспечения по вопросам производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

2. Под сенью родных осин.

Доклады иностранных гостей Семинара (представителей МОТ) были поучительны и интересны, однако выступивший с их обсуждением М.В.Довгялло (Советник генерального директора ОАО "СУЭК") справедливо обратил внимание слушателей на то, что большинство принципов, составляющих содержание Конвенций МОТ, не новы. Они давно использовались в нашей стране. В советские времена эти принципы определяли содержание должностных инструкций рядовых инженеров по ОТ на предприятиях. Их никто не отменял, они и сейчас обязательны к исполнению. Здесь, возможно, целесообразно отметить, что деятельность по охране труда в нашей стране имеет давнюю историю.

Сразу после Октября 1917 года был создан Народный комиссариат труда, при котором организован отдел охраны труда, в 1918 году объединенный с отделом социального страхования. Были разработаны списки вредных производств, установлен сокращенный рабочий день для ряда категорий трудящихся, приняты меры по улучшению санитарно-гигиенического состояния предприятий и организаций. 18 мая 1918 г. Советское правительство приняло декрет об учреждении инспекции труда, которая позже получила красивое название “пролетарская стража охраны труда”. В соответствии с декретом НКТ от 19 декабря 1918 г. на предприятиях начали создаваться комитеты по охране труда, получившие право наблюдения за выполнением законов в этой области, контроля за установлением норм, проведением санитарно-технических мероприятий. Наряду с общей инспекцией труда, в 1919 году была создана санитарная инспекция.

Эта деятельность не ослабевала и далее. Можно полагать, что и результаты должны быть заметны. Ознакомление со статистикой профзаболеваемости, травм и несчастных случаев (НС) на производстве показывает, что по уровню профессиональной заболеваемости РФ занимает 24 место в Европе: в нашей стране профзаболевания регистрируются в 13 раз реже, чем в Германии, в 10 раз реже, чем во Франции и Испании. Примерно такое же соотношение характерно и для травм и НС, однако не для НС со смертельным исходом. По последнему показателю количество случаев (в расчете на определенное количество работников) в РФ значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах. Для Германии – в 4 раза, для Франции – в 5,5 раз и т.п. Если отбросить сомнительное предположение о том, что самые травмоопасные условия труда сочетаются в нашей стране с самыми благоприятными условиями по отношению к вредным производственным факторам (далее ВПФ), то остается только усомниться в истинности статистики. Известно, что статистика по НС со смертельным исходом наиболее надежно характеризует ситуацию с ОТ на производстве, т.к. такие случаи практически невозможно скрыть от учета. Остальные показатели существенно зависят от методики сбора данных и могут варьироваться вместе с критериями отнесения заболеваний работников к профессиональным. Если использовать стандарты медицинских обследований, принятые в промышленно развитых странах Запада, то можно утверждать, что в РФ ежегодно впервые выявляются и регистрируются случаи ПЗ, составляющие не более 3 – 5% от их реального числа.

Проблема сложна для небольшой заметки, достаточно полно она освещена в монографии автора «Рациональная эпидемиология профессиональных заболеваний», здесь достаточно отметить, что привлечение данных по статистике вредных УТ на производствах в нашей стране приводит к результатам по профзаболеваниям, вполне согласующимся с данными по НС со смертельным исходом. Эти результаты, однако, более чем на порядок отличаются от официально принятой статистики профзаболеваний в РФ.

Это, в свою очередь, приводит к новой загадке: почему при действии одинаковых правил ОТ у нас и на Западе, результаты различаются в десятки раз? Ответ, возможно, нашел (почти пять веков назад) Б. Паскаль: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться». Случай умелого использования правил ОТ на примере работающего в нашей стране западного предприятия рассмотрим в следующей заметке.

Продолжение следует.

Г.Федорович.