Новости

Охрана труда: итоги 2012
29.12.2012
Сам по себе уходящий год был во многом рубежным. Значение этого рубежа мы начнем понимать много позже, когда совместится несколько, развивающихся на наших глазах тенденций (стремлений): к нормальной (гармонизированной) организации ОТ, сохранению позитивного отечественного опыта в этой области, перевод деятельности по ОТ в «автопилотный» режим.


Оценивать итоги 2012 года для ОТ в России довольно сложно. Год выдался не слишком спокойным. Серьезным подспорьем автору при оценке сравнительной важности событий уходящего года явились итоги голосования посетителей нашего форума, расставивших приоритеты:
(1) III Съезд аттестующих организаций (12 декабря 2012 г.)
(2) Образование нового Министерства труда и социальной защиты
(3) Научно-практическая конференция по вопросам совершенствования законодательства об охране труда в Российской Федерации, посвященная Всемирному дню охраны труда (27 апреля 2012 г.)

Начнем с последних позиций.
Сейчас уже ясно, что в конце апреля решение о разделении Минздравсоцразвития на два министерства было принято и руководству МЗСР было известно. При этом разделе легко было «потерять» всю тематику, связанную с ОТ, отдав ее из одного министерства и не подхватив ее в другом. Тем не менее, в докладе А.Л.Сафонова при открытии Конференции звучала уверенность в сохранении выбранного курса на переход от компенсационной системы охраны труда к активному выявлению и управлению профессиональными рисками. Перспективная цель этой деятельности – увязка уровня страховых тарифов с условиями труда на каждом предприятии страны.

Последующие события подтвердили, что вновь созданное Министерство труда и социальной защиты не намерено снижать активность в попытках реформировать ОТ. Выступления на различных совещаниях и заседаниях В.А.Коржа, назначенного директором Департамента условий и охраны труда, по-прежнему были посвящены проблеме перехода от «компенсационной» модели управления охраной труда к реализации современной, признанной в развитых странах модели комплексных предупредительных мероприятий на основе внедрения системы управления профессиональными рисками и формирования экономических стимулов (для работодателей) к улучшению условий труда.

С принятием в 1989 году рамочной европейской Директивы 89/391/EЕC «О введении мер, содействующих улучшению безопасности и гигиены труда работников» оценка риска становится краеугольным камнем европейского подхода к профессиональной безопасности и здоровью. Переход на управление профессиональными рисками дает ощутимые результаты в плане снижения производственного травматизма.

Для эффективного применения методов оценки профессионального риска в странах ЕС:
• были приняты законы, обязывающие работодателей проводить оценку риска; • разработаны методические рекомендации по принципам и методам оценки, оформленные в форме национальных стандартов.

Для эффективного применения методов оценки профессионального риска в странах ЕС:
• были приняты законы, обязывающие работодателей проводить оценку риска; • разработаны методические рекомендации по принципам и методам оценки, оформленные в форме национальных стандартов.

Кроме того, в Европе периодически проводятся масштабные исследования профессиональных рисков на производствах с повышенным уровнем опасности и вредности с целью накопления статистической базы, которая позволяет проводить углубленный анализ наличия и проявления факторов риска с позиции их повреждающих эффектов.

Внедрение в России системы управления профессиональными рисками позволит:
• устранить избыточное административное давление на работодателя со стороны надзора путем установления рамочных правил в охране труда, гармонизированных с международными стандартами;
• включить механизмы экономического стимулирования работодателя – чем лучше условия труда и ниже уровень риска, тем ниже страховые тарифы, финансовые вложения в обязательные процедуры (обучение, медосмотры, СИЗ и т.п.), затраты на компенсации и т.д;
• сократить потери экономики из-за неудовлетворительных условий труда.

Все эти мероприятия невозможны без пересмотра современных нормативных требований охраны труда, в частности существующей системы стандартов безопасности труда, и придания стандартам статуса нормативно-правовых актов, поскольку большинство из них были приняты более 15 лет назад.

Таковы конкретные проблемы, стоящие перед реформаторами ОТ в России. Тут уместно заметить, что их решение серьезно пробуксовывает. В 2012 так и не началась серьезная работа, результаты которой могли бы за несколько лет сделать страну более современной и адекватной перед глобальными вызовами.

Загадка III Съезда.
На этом фоне в конце года прошел III Съезд аттестующих организаций. Это явно не «галочное» мероприятие, и пока не будет понят его смысл, мы ничего не поймем в намерениях Минтруда по реорганизации системы ОТ. Вопросов масса, самый главный: «Зачем этот Съезд?».

В самом деле, I Съезд АО был проведен А.Л.Сафоновым в противовес Съезду, инициатором и организатором которого был А.И.Колдунов (сентябрь 2010 г.). II Съезд можно было бы объяснить инерцией – cказав «А», А.И.Сафонов должен был сказать и «Б». Но, у В.А.Коржа таких обязательств уже нет. Никто бы и не заметил, что после первых двух Съездов третьего не случилось.

 Думать, что министерские чиновники сами не знают, что и зачем они делают – глупо. До этих уровней такие не добираются.

Второй вопрос – по выступлениям. Из 6 докладчиков 3 представляли СРО «Национальное общество аудиторов трудовой сферы». В основном это были отчеты о том, что удалось сделать по организации именно сообщества АО, живущего и работающего по единым правилам (стандартам). Создается реальная система стандартов деятельности АО. Стандарты охватывают все сферы деятельности АО – от внутренней структуры и менеджмента качества работы до стандартов составления договоров, заключений, итоговой отчетности. Уделяется внимание проблемам взаимного контроля деятельности АО. Для кого это все говорилось? В.А.Корж и без всякого Съезда знает об этой стороне деятельности СРО. Для самих членов СРО в этих докладах также было немного нового. Единственно, кому стоило бы призадуматься над услышанным – это представители «свободных» АО, по тем или иным причинам предпочитающим образ жизни freelancer’ов.

Можно предположить, что перед В.А.Коржом (и более обще – перед Минтрудом) задача поставлена глобальная (почти не решаемая): создать законодательную основу реформированной системы ОТ на использовании нового понятия «профессиональные риски». Предыдущие попытки заняли несколько лет, в эту деятельность были вовлечены несколько НИИ, а результат оказался никаким. Сейчас расклад времени гораздо напряженнее – чтобы подать осенью проект закона в Госдуму, необходимо к лету его иметь. Т.е. на работу остается 5 – 6 месяцев. Предполагается, что в ближайшее время будет создана рабочая группа по подготовке проекта. Возможно, съезд и был таким смотром сил, потенциально способных решить эти задачи. И отсюда третий вопрос: «Что увидел В.А.Корж на этом Съезде»?

Я не знаю ответов на эти вопросы, но уверен, что над ними стоит подумать. Насколько хорошо подумали, узнаем в следующем году.

Хорошая новость: «Конец света» прошел без потерь.
Еще 20 декабря, накануне обещанного «конца света», казалось бы, разговоры сводились только к этому казусу. Однако, понаблюдав за форумами, новостными сайтами в день светопреставления, можно прийти к выводу, что публика на «конец света» не отреагировала. Очевидно, экспертное сообщество по ОТ – люди практичные, они точно знают, что «конец света» могут устроить В.А.Корж или кто повыше, но никак не почившие много сот лет назад жрецы майя, вряд ли имевшие представление о таком понятии как аттестация рабочих мест по условиям труда.
Так что можно пожелать всем в первую очередь оставаться хорошими, порядочными людьми. Не держать обид, зла, ненависти ни на кого. Быть добрее и заботиться о том тонком мире, где мы все живем.
Берегите себя и своих близких, будьте здоровы и счастливы!

Продолжение следует, Г.Федорович.